Влияние ИКТ на развитие творческих способностей учащихся

 

Анализ проблемы развития творческих способностей во многом определяется тем, что мы вкладываем в это понятие. Очень часто в повседневной жизни творческие способности рассматриваются как способностями к различным видам художественной деятельности, т.е. умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку. Что такое творческие способности на самом деле? Это понятие тесным образом связано с понятием «творчество» и «творческая деятельность». Под творческой деятельностью мы понимаем такую деятельность человека, в результате которой создается что-то новое – будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности.

Способности – это индивидуально-психологические особенности личности, которые являются условиями успешного осуществления данной деятельности и динамики овладения знаниями, умениями и навыками. Творческие потенциалы заложены и существуют в каждом человеке. При благоприятных условиях каждый ребенок может проявить себя. Развитию творчества ребенка способствует наличие генетической основы и условий социально-педагогического характера. Для того, чтобы дети развивали творческие способности, необходимо постоянно создавать ситуацию творческой, учебной деятельности, способствующей раскрытию и развитию природных данных. Творческие способности не только проявляются в деятельности, но и формируются в ней. Творчество начинается с новой идеи. Новые идеи могут появляться как на основе новой информации, так и без нее. Чтобы ребенок мог создать что-то новое он должен опираться на уже известное, иметь материал, хранящейся в памяти.

И в этом случае невозможно обойтись без информационно-коммуникационных технологий, которые являются в первую очередь современными наглядными средствами обучения. Мультимедийная поддержка уроков  предоставляет учащимся возможность активного «визуального» овладения учебным материалом, позволяет узнавать свойства изучаемого объекта, связать его зримый образ с физическими или техническими параметрами, задающими его.

Обучение с использованием средств ИКТ позволяет создать условия для формирования таких социально значимых качеств личности как активность, самостоятельность, креативность, способность к адаптации в условиях информационного общества, для развития коммуникативных способностей и формирования информационной культуры личности.

На уроке, как правило, практикуются выступления учителя или учеников с использованием компьютера, проектора, звуковых колонок, интерактивной доски.

Презентация должна быть построена таким образом, чтобы  оптимально решать поставленные на уроке задачи. Она должна позволить учителю не просто читать лекцию, но вести беседу с учащимися, задавая вопросы по теме, заставляя детей актуализировать знания, полученные  ранее по другим предметам, высказывать предположения, анализировать получаемую информацию, сравнивать, обобщать, делать выводы, тем самым, развивая мышление учащихся, активизируя их познавательную деятельность. Беседа активизирует учащихся, развивает их память и речь, делает открытыми знания учащихся, имеет большую воспитательную силу, является хорошим диагностическим средством. Поиск  и обработка информации могут рассматриваться, как интерактивное диалоговое взаимодействие учащихся с компьютером, при котором преследуются реальные цели (запрос и получение информации), т. е. как человеко-машинный диалог, в котором компьютер выступает как партнёр по коммуникации. При работе с большими объёмами информации у детей формируются умения и навыки критического мышления, способности осуществлять выбор и нести за него ответственность, оценивать эффективность информационного поиска, определять грамотно объём предлагаемой информации, читать быстро, осмысленно текст, графики, схемы, формулировать мысли ясно, кротко, по делу, излагать мысли в письменном виде, выполнять анализ, сравнение, классификацию. Во время поиска формируются коммуникативные умения и навыки  самостоятельной работы  с учебным материалом, с использованием средств ИКТ: искать информацию в библиотеке, книге, словаре, электронном справочнике, в компьютерной базе данных, в Интернете с использованием поисковых систем.

Эксперты уже давно заметили отчётливую сильную связь между методом, с помощью которого ученик осваивал материал, и способностью восстановить этот материал в памяти. Например, только четверть услышанного остается в памяти. Если учащийся имеет возможность воспринимать этот материал зрительно, то доля материала, оставшегося в памяти, повышается до одной трети. При комбинированном воздействии (через зрение и слух) доля усвоенного материала достигает половины, а если вовлечь учащегося в активные  действия в процессе изучения, то доля усвоенного может составить 75 % .

  Медиа презентации рассчитаны на любой тип восприятия информации. На одном слайде может находиться наиболее запоминающаяся информация для каждой категории людей. 

  Сформировывать глубокие познавательные интересы к предмету у всех учащихся невозможно, и, наверное, не нужно. Важно, чтобы всем ученикам на уроках  было интересно. Тогда у многих первоначальная заинтересованность предметом перерастает в глубокий и стойкий интерес  к науке.

 В этом плане особое место принадлежит такому эффективному педагогическому средству, как занимательность. Оно состоит в том, что учитель, используя свойства предметов и явлений, вызывает у учащихся чувство удивления, обостряет их внимание, и, воздействуя на эмоции учеников, способствует созданию у них положительного настроя к учению и готовности к активной мыслительной деятельности независимо от их знаний, способностей и интересов. Занимательность – внешний  фактор, который не в состоянии обеспечить полного успеха деятельности. Но она может снять равнодушие, а это в работе по стимулированию мыслительной активности факт немаловажный. Элемент занимательности позволяет активизировать мыслительную деятельность ученика, подготовить его к усвоению нового материала, повторить изученную тему.

С помощью ИКТ можно отразить в презентации различные занимательные формы обучения на уроках:игры-упражнения,конкурсы,игры-путешествия,курьёзы,загадки,;это,в совокупности создаёт положительный эмоциональный настрой на уроке, располагает к выполнению задач, которые считаются трудными, и даже непреодолимыми.

   Презентация позволяет реализовывать метод фронтально-групповых лабораторных работ, которые одновременно выполняются всеми учащимися. При этом на слайдах может находиться маршрутный лист работы, инструкционная карта, видеосюжет, иллюстрирующий опыт или эксперимент.

  Использование презентаций на уроке является применением наглядного метода иллюстраций  во взаимосвязи с другими методами. Иллюстрации необходимы тогда, когда объект изучения недоступен непосредственному наблюдению, а слов учителя оказывается недостаточно, чтобы дать представление об изучаемом явлении. Информация, помещенная на слайдах, заставляет учащихся пройти через все этапы мышления.

По сравнению с традиционной формой ведения урока, заставляющей учителя постоянно обращаться к мелу и доске, использование презентаций высвобождает большое количество времени, которое можно употребить для дополнительного объяснения материала.

 На уроках учащиеся выполняют каждый год не менее одного творческого проекта. При выборе объекта труда, пользуясь Интернетом и медиа продуктами, они экономят время и силы. Помимо поиска и обработки информации дети используют ИКТ для создания банка идей, рассчитывают себестоимость изделия, анализируют полученные результаты. Для защиты проекта учащиеся сами создают презентацию, которую затем можно использовать на уроках.

 Компьютеризация-это ни хорошо, ни плохо, это-путь к другому образованию. Компьютеры служат хорошим подспорьем, позволяющем экономить время  и сделать работу более эффективной: осуществить поиск информации, проанализировать результаты, воспользоваться графическими возможностями компьютера, стимулируют мыслительную и творческую активность учащихся, качество усвоения материала., что, несомненно, приводит к повышению эффективности обучения.

                                                                                                                                                                        Севастьянов Д.Ю.

Раздел сайта: